Язык
Русский

Официальный Сайт
Межрегиональной Федерации Крокета

Russian Interregional Croquet Federation

Полные правила

Полные правила

 ПОЛНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ  В КЛАССИЧЕСКИЙ КРОКЕТ

Разработка Межрегиональной Федерации Крокета (МФК) 2000г.  Корректировка 2008, 20011, 2015 гг.

Разработчик Быков Д. И.

Большой вклад в разработку внесли Быков Д. Д., Дьяконов Д. В., Бушма Д. А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

СТАРТОВЫЙ РАЗДЕЛ

ОСОБЕННОСТИ  ИГРЫ

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ИГРЫ

РАЗМЕТКА ИГРОВОГО ПОЛЯ
СХЕМА ДВИЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ/ТЕРМИНЫ
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УДАРА
ОЧЕРЕДНОСТЬ ХОДОВ
ПРОДВИЖЕНИЕ ШАРОВ В ИГРЕ
ПОТЕРЯ ХОДА
НАЧАЛО ИГРЫ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И НАПРАПВЛЕНИЕ
ЗАКАЗ
СБИВАНИЕ ПРСТЫХ ШАРОВ
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ШАРОВ НА ПЛОЩАДКЕ
УБИЙСТВО ШАРОВ

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
МЕРТВЫЙ ШАР
РАЗБОЙНИК
МАСЛО
РОКИРОВКА
ПОПАДАНИЕ ШАРА ЗА БОРТ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОКОНЧАНИЕ ПАРТИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
НЕКОТОРЫЕ ИГРОВЫЕ ПРИМЕРЫ

 ВВЕДЕНИЕ

  Для ознакомления с игрой крокет на первых шагах вполне достаточно знаний, изложенных в общих правилах игры. Однако, повышая свое мастерство, игроки  сталкиваются с вопросами, требующими детального рассмотрения различных игровых ситуаций. Для этих случаев разработаны полные правила игры. Уникальность их заключается в анализе различных исторических источников, обобщении, существовавших ранее кратких вариантов игры, знаний игры, традиционно передаваемых из поколения в поколение и многолетнего практического игрового опыта.

Знание полных правил позволяет игрокам значительно разнообразить игру, обогащая ее различными комбинациями, наполняющими партию красивым осмысленным содержанием, что, в конечном счете, и позволяет получать от игры истинное удовольствие. Именно владение полными правилами, превращает игру из примитивного монотонного прохождения ворот друг за другом, в комбинационную игру, которая и называется Крокет.

Крокет требует от игроков ясности мышления, готовности к бескомпромиссной борьбе, учтивости в отношениях с противником.

Глубокое знание правил, позволяет игрокам,  приходить к единому правильному решениюв спорных вопросах.

В полных правилах приводятся игровые примеры, позволяющие правильно осмыслить различные,  игровые ситуации; даются сноски на существующие, или существовавшие ранее,  варианты в других разновидностях правил.

Правила могут быть применены для игры,как на открытом воздухе, так и в помещении на крокетной площадке размерами 5Х11 м. (либо несколько иными), окаймленной бортами; с поверхностью корта, как из искусственной травы, так и из натуральной, а также твердогрунтовой.

Правила разработаны для игры двух команд, состоящих из двух игроков, где каждый игрок в течение всей партии играет одним конкретным, закрепленным за ним шаром.В команде предполагается наличие капитана команды и второго игрока. Правила помимо командной игры, подходят для одиночной игры, где играют друг против друга по одному игроку, где каждый играет двумя шарами, маркированными одним цветом.

Правила подходят для различных возрастных группженского, мужского и mix составов.

Всем решившим заняться игрой крокет мы советуем пройти обучение.

Успехов Вам в этой удивительной  сказочной игре Крокет!

Полные правила не являются,  незыблемым монолитом, и с течением времени они также могут уточнятьсядобавлениями игровых деталей.     Разработчик правил оставляет за собой право вносить в будущем изменения, необходимые в процессе развития игры.

  СТАРТОВЫЙ РАЗДЕЛ

  ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ

Крокет – игра, в которой игроки с помощью крокетных молотков, перемещают свои шарычерез серии расставленных ворот по определенному маршруту.

Однако, игра в крокет –  является игрой, в которой игроки совсем не прямолинейно продвигают свои шары, по узаконенному правилами пути, проходя один элемент за другим, — навстречу движется противник, который постоянно старается помешать этому продвижению. В результате чего, действия игроков приводят к применению различных приемов, таких, например, каксбивание шаров, рокировке шаров, применению крокетных ударови зачастую движению не в простом прямом направлении;  очень часто игрокам приходиться ставить шары к борту, спасаясь от рокировок противника, прятаться за дужки ворот, помогать партнеру, выбивая его шар из масла и многое другое. По сути своей игра в крокет является тактической борьбой двух команд. Победа игроков одной, из которых определяется не только в умении точно поражать цели, и выставлять свои шары в нужные точки,но и в умении просчитывать ходы, предвидеть будущую возможную ситуацию на площадке, иметь взаимопонимание партнеров.

Знание правил игры, умение точно пробивать,- ставить свой шар в нужную точку, умение применять различные игровые комбинации и предвидеть действия противника, дают возможность команде выйти победителем и  позволяют получать от игры огромное наслаждение.Игра в крокет – многообразна, динамична и азартна.

 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Молотки (крокетные из дерева) – 4 шт;

Шары (крокетные из дерева) маркированные одной и двумя полосками красного и черного цветов – 4 шт;

Ворота (металлические) – 8 шт;

Мышеловка (металлическая – фигура, представляющая перекрестие двух ворот под прямым углом) – 1 шт;

Кол ( крокетный деревянный) маркированный красным и черным цветом – 2 шт

Клипсы (солдатики) маркированные аналогично маркировке шаров – 4 шт ( в современном крокете применяются крайне редко)

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Цель игроков — первыми пройти по установленному маршруту от входного – стартового кола (кола цвета своих шаров) до обратного кола (кола противоположного цвета), вернуться в обратном направлении и заколоться о входной кол (кол своего цвета). Команда — победитель определяется по моменту закалывания последнего – второго своего шара.

В крокете нет ничьих.  Всегда какая-либо из команд окажется победителем. Исключение может быть лишь в том случае, если игра идет на ограниченное  время и производится подсчет очков, – в этом случае обе команды могут набрать одинаковое количество очков, что на практике встречается достаточно редко.

РАЗМЕТКА ИГРОВОГО ПОЛЯ

СХЕМА ДВИЖЕНИЯ КРАСНОГО ШАРА

 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ТЕРМИНЫ

Удар – удар по шару молотком для перемещения его в требуемую точку.

Ход – время в течение, которого игрок владеет правом производить удары шару. Ход может состоять из одного или нескольких ударов.

Свой шар (второй шар такого же цвета, шар своей команды)

Чужой шар — шар другого цвета, шар, принадлежащий команде противника.

Простой шар – шар, не являющийся мертвым шаром или разбойником.

Входной кол (стартовый),- кол своего цвета, от которогокоманда начинает начальный ход.

Обратный кол — кол противоположного цвета, находящийся на противоположной от входного кола стороне поля, и делящий путь шара на две половины.

Заказ – объявление игроком последовательности касаний шаром или шарами в результате предпринимаемого удара.

Заявленный шар – шар, заявленный в заказе, т. е. шар, с которым будет проведено касание.

Рокировка – удар,  при котором шар игрока, попадает в другой – заказанный шар.  (В некоторых правилах вместо рокировки применяется понятие крокировка(крокировать)).Рокирующий шар – шар, который производит рокирующий удар.

Рокированный шар – заявленный шар, в который попадает рокирующий шар.

Взять крокет(поднять шар) – положение, когда игрок, выполнив рокировку, берет шар в руки. Данное выражение означает правильное выполнение рокировки. Дальнейшее действие связано с выполнением крокетного удара.

Крокетный удар – удар, имеющий несколько разновидностей, выполняющийся после, удачно выполненной, рокировки, из положения при котором рокирующий шар ставится вплотную к рокированному.

Крокирующий шар – шар, по которому выполняют удар(бьют); шар, который при предшествующей рокировке был рокирующим.

Крокируемый шар – шар, который был рокируемым шаром, и к которому вплотную ставится рокирующий шар.

Свободный удар – второй удар, следующий за крокетным ударом.

Простой удар – одиночный удар, не связанный с прохождением препятствия или с рокировкой.

Закалывание шара – действие, при котором шар касается своего входного кола.

Убийство шара  – действие, при котором игрок заставляет шар противника, не прошедшего все положенные по схеме препятствия, коснуться его входного кола.

Ворота (воротца) – дугообразные или п-образные элементы препятствий на корте, через которые проходит путь шара.

Мышеловка – фигура в центре корта с конкретной направленностью сторон, состоящая из двух перпендикулярно скрещенных ворот. В некоторых европейских странах называется звонок, так как  в старину к мышеловке в середине подвешивали колокольчик).

Масло – положение шара, застрявшего в створе ворот или мышеловки.

Мясо – понятие, применяемое к шару, ставшему в такое доступное место, при котором другой играющий шар, может его рокировать (многократно), совершая при этом прохождения ворот (мышеловки), которое при отсутствии мяса он совершать не мог бы.  (Свой шар может встать в это положение специально для второго шара своей команды, однако, в этом положении может оказаться и чужой шар).

Молодой шар (каракульча)– название, применяемое иногда для обозначения шара, не прошедшего еще мышеловку в первый раз. (Такой шар по правилам нельзя рокировать).

Сбить шар – попадание в шар для его смещения играющим шаром.

Разбойник – шар прошедший весь путь, в том числе и последние ворота и не заколовшийся – оставшийся в игре.

Поставить шар на позицию – на своем ударе выставить шар на удобное место, с целью пройти препятствие на последующем ходе.

Атака ворот (мышеловки) – удар по шару с целью прохождения ворот (мышеловки).

Пропилить (пилинг) – проводка своим шаром другого своего второго шара через его препятствие (ворота/мышеловку) с соответствующим зачетом ему этого препятствия,

Ударная часть молотка – длина нижней части – молотка.

Длина молотка – габаритный размер, общая длина молотка, состоящая из длины ручки и диаметра ударной части.

Шар у борта – за данное положение принимается положение шара, стоящего вплотную у борта.( Иногда вводиться допуск на постановку шара у борта —  на расстояние до прохождения ручки молотка между бортом и шаром, и если ручка конусообразная или не стандартных в диаметре размеров, то — 2 см.  Это правило вводиться из-за того, что очень часто из-за поверхности корта и упругости бортов, шар не удается при ударе вплотную поставить к борту.)

1-ый красный – шар, маркированный одной красной полосой.

2-ой красный – шар, маркированный двумя красными полосами.

1-ый черный – шар, маркированный одной черной полосой.

2-ой черный – шар, маркированный двумя черными полосами

РАЗЫГРЫВАНИЕ ПРАВА НА ПЕРВЫЙ ХОД

В игре принимают участие две команды. Одна команда будет играть шарами с красными полосками, другая — с черными. Первыми начинает команда с красными полосками. Поэтому перед началом игры возникает вопрос,  которая из команд начнет игру первой. Существует множество способов определить,  кто будет играть красными. Первым может стать тот, кто  попадёт в стоящий вдалеке шар, или кто лучше пройдёт мышеловку, или угадает, какого цвета спрятанный за спиной шар и т.п. Мы можем предложить весёлый и, традиционный для игры в крокет, не тратящий лишнее время способ жеребьевки: собравшиеся в кружок игроки по очереди друг за другом удерживают в руке ручку биты на весу и перехватывают ее руками, поднимаясь все выше и выше. Команда, чей представитель последним удержит биту, начинает игру красными шарами.

Каким шаром – с одной полоской или с двумя будет играть игрок в команде — определяют сами игроки команды.

 ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УДАРА

Удар молотком по шару игрок производит торцом  ударной части (другими частями бить запрещено), либо с замахом, либо со стоячего положения молотка с последующим замахом. Во втором случае молоток ставится сзади шара на расстояние не ближе чем ручка молотка (примерно 2 см). Удар должен быть произведен, с ярко выраженным ударным одиночным звуком. Перед ударом молоток должен первоначально сделать некоторое движение назад, чтобы удар был выполнен с замахом. Запрещается производить «движок» — движение молотка с шаром в течение какого-либо времени, даже если оно ничтожно мало. Запрещается производить «бросок» шара, —  движение, которое происходит при прижатии молотка к шару перед совершением удара по нему.

При неправильном выполнении удара следует наказание – удар аннулируется, шары ставятся в первоначальное положение, идет потеря хода. При турнирных играх, команда противника, в лице капитана,  может обратиться к судье за контролем последующих ударов с возможным  аннулированием неправильного удара.

ОЧЕРЕДНОСТЬ ХОДОВ

1-ый ход — 1-ый красный;

2-ой ход – 1-ый черный;

3-ий ход – 2-ой красный;

4-ый ход – 2 –ой черный;

5-ый ход – 1-ый красный

Первым игру начинает от своего кола (красного) игрок 1-ым красным. Т. е. первый ход получает 1-ый красный. Затем, в силу различных обстоятельств, когда игрок либо не пройдет очередные ворота, либо потратит удар на постановку шара в нужную позицию, либо по иным причинам, т. е.  потеряет ход, то ход перейдет к 1-ому черному, который вступит в игру от своего черного кола, затем, когда он потеряет ход, — ход перейдет ко 2-му красному, затем ко 2-ому черному и потом после потери хода 2-ым черным ход снова перейдет к 1-ому красному и так далее.

ПРОДВИЖЕНИЕ ШАРОВ В ИГРЕ

Партия в крокет состоит из поочередно меняющихся, ходов игроков

Каждый игрок имеет в начале хода право на один удар, после чего ход заканчивается, за исключением дополнительных ударов, которые он получаетза счет прохождения препятствий – ворот,одновременно двух ворот, мышеловки, а также выполнения рокировок. Его удары продолжаются до потери игроком своего хода.

Игрок, используя различные игровые приемы, теоретически может иметь сколь угодно длительный ход, состоящий из многих ударов. (Бывают случаи, когда игрок на своем ходе, правильно используя рокировки, совершает шаром путь от стартового кола до обратного кола и затем в обратном направлении возвращается к стартовому колу, пройдя за один ход весь путь.).

КОЛИЧЕСВО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УДАРОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПРИ  ПРОХОЖДЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ

Один удар:

—  прохождение одних ворот (по схеме),

— прохождение двух последних ворот перед обратным колом и  в сторону обратного кола,

— касание об обратный кол,

— прохождение последних ворот,в сторону стартового кола,при котором шар становиться разбойником,

— прохождение за один удар одновременно мышеловки и затем ворот.

Два удара:

—  прохождение на одном ударе двух одновременно первых воротец от кола (стартового или  обратного),

— прохождение мышеловки,

— рокировка дает право на два дополнительных удара крокетного и свободного (см. ниже)

— прохождение на одном ударе одновременно ворот и затем мышеловки.

Не использование второго удара не дает какого-либо преимущества игроку. Например, пройдя мышеловку, получив право на два дополнительных удара, и пройдя на первом следующие ворота, игрок получит один дополнительный удар за ворота.

Потеря хода

Потеря хода возникает в следующих случаях:

-шар не прошел препятствие, (на втором ударе, при наличии двух ударов),

-шар сбил (коснулся) другой шар (свой/чужой),

-не выполнен заказ (см. ниже),

-шар попал в масло (см. ниже),

-удар израсходован на постановку шара, на требуемую позицию,

-игрок, не произведя удара, молотком коснулся своего шара,

-игрок при ударе задел молоткомшара противника,

-шар, вышел за игровую зону — вылетел за борт (кроме разрешенных случаев. (см. ниже.).

-нарушение одного из пунктов правил.

 НАЧАЛО ИГРЫ

Каждый игрок, вводящий шар в игру, должен поставить его на осевую линию между своим стартовым (входным) колом и первыми воротами таким образом, чтобы расстояние от шара до ворот было не менее одной ударной части молотка, и была возможность со стороны кола произвести удар по шару.

Если игроку надо вводить шар в игру, а на его пути стоит другой шар, мешающий прямому прохождению, то игрок может сдвинуть свой шар на минимально необходимое расстояние от осевой линии для прохождения ворот, если это невозможно, то игрок может объявить заказ (см. ниже): прохождение ворот с касанием другого шара, и если выгодно по игре, поставить свой шар на осевую линию и сделать касание молотком шара сверху, оставив его на месте.

В некоторых случаях, на усеченных по размеру полях, принимается дополнительное условие: вместо ударной части молотка – половина ударной части молотка.

В некоторых разновидностях правил существует возможность производить повторно первый удар.

Игровой пример. (начало игры)

1- вариант. Игрок начинает игру и, пробив по шару, проходит первые ворота от стартового кола. В этом случае игрок получает право на один удар и, совершив его, проходит следующие – вторые от кола ворота. Пройдя их, игрок получает право на следующий один удар, используя который поставит шарна позицию перед третьими воротами для их последующего прохождения. Ход переходит к следующему игроку.

 Выводы. Таким образом,играя, игрок не прошел третьих ворот, поставив шар в зоне удобной для атаки их на следующем ходе. Часто в таких случаях, этот шар, вступивший в игру, будет создавать помеху своему шару, который будет играть далее – идти следующим —  вторым от кола по этому  маршруту.

2-вариант. Игрок проходит на первом начальном ударе сразу двое ворот и зарабатывает два удара. На первом ударе он поставит шар на позицию перед третьими воротами, а второй удар использует для прохождения этих третьих ворот. Пройдя их, игрок получит право на один удар и в зависимости от ситуации либо поставит шар на позицию перед мышеловкой, либо будет атаковать мышеловку. Пройдя мышеловку,  игрок получит право на два удар. Первый он может использовать для постановки шара на позицию перед следующими воротами, а второй для их прохождения.

 Выводы. Первый удар, при котором шар проходит одновременно двое ворот, значительно выгоднее для последующих действий.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЕ ПРХОЖДЕНИЯ ВОРОТ И МЫШЕЛОВКИ

Шар, при различных игровых ситуациях, может оказаться с разных сторон ворот или мышеловки, однако, прохождение их засчитывается только при проходе в том единственном  направлении, которое обозначено на схеме. Прохождение ворот и мышеловки с другой стороны не засчитывается. Равно как не засчитывается частичное прохождение мышеловки, возникающее при правильном направлении входа в мышеловку, а выходе в левую или правую сторону от направления прохождения.

Во время всей игры препятствия должны преодолеваться в той последовательности, которая обозначена на схеме. Причем,  при различных игровых ситуациях, игрок имеет право проходить препятствие с другой стороны или пройти препятствие не в той последовательности, которая предусмотрена на данный момент. Такое прохождение не несет никаких действий, не засчитывается и не несет наказания.

Игрок имеет право проводить шар через ворота с рикошетом от бортов.

ЗАКАЗ

Игрок, собирающийся пройти через ворота или мышеловку, и при прохождении касающийся (сбивающий) каких-либо шаров (своих или чужих), обязан об этом объявить, — сделать заказ. В заказе  должна указываться последовательность касаний.

Если игрок выполняет заказ, то получает право на дальнейший удар.

Если игрок не выполняет заказ, или выполняет его частично — не в той последовательности, которая заявлена,  то наказывается — лишением дополнительных ударов. Т.е. при успешном прохождении ворот или мышеловки, прохождение засчитывается, однако дополнительные удары не предоставляются.

Заказ должен быть сделан до удара.  Заказ , объявленный после удара не принимается, т. е. аннулируется. Наказание –отсутствует.

Если сделан заказ и удар еще не произведен, то игрок может заказ изменить — сделать другой заказ либо его отменить.

Заказ объявляется только при прохождении препятствия с касанием другого (других) шаров. Если таковое игроком не планируется, то заказ не объявляется.

Заказ должен быть объявлен и  в случае если касание пройдет от борта или от дужки  ворот, после прохождения препятствия.

Необходимо отметить, что в некоторых разновидностях правил принято всегда заявлять прохождение какого-либо препятствия – ворот (мышеловки), даже в тех случаях, когда явно не будет происходить касание с другим шаром (например, ввиду отсутствия такого поблизости).Данными правилами это не предусматривается, игрок и так получает право на следующий удар если ворота(мышеловка) будут пройдены и, соответственно, не получит, — если не пройдет.

СБИВАНИЕ ПРОСТЫХ ШАРОВ

Игрок на своем простом ходе имеет право сбивать как шары противника, так и свой второй.

При наличии двух ударовсбивать шары можно как на ударе, так и на втором,  при всех других разрешительных условиях.

Сбивать своим шаром можно как один шар, так и группушаров, которые в свою очередь могут рикошетом сбивать другие шары.

Шар, стоящий у борта разрешено сбивать только простым шаром.

После сбивания шара происходит потеря хода.

Сбивание шаров происходит без заказа.Если игрок при сбивании не попал в намеченный им шар – наказания не следует и игрок может осуществлять второй удар(при всех других разрешительных условиях), если таковой имелся.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ШАРА ПО ПЛОЩАДКЕ

 В игре шар мышеловку проходит дважды, первый раз в прямом направлении и затем второй раз — на обратном пути. Шар, прошедший мышеловку впервые, перестает быть каракульча (молодым шаром) и получает право в дальнейшей игре на рокировку (см. ниже), как и другие шары, имеющие такое право, получают право рокировать, данный шар.

Игрок постепенно  преодолевает последовательность  ворот, мышеловки, получая за правильное прохождение – зачет прохождения этих элементов и, получая, таким образом, возможность двигаться дальше. Однако, игрок сам на своем ходе принимает решение как ему следует поступить: пройти ворота, мышеловку или встать на позицию для последующей атаки, или в другую выгодную позицию, или сбить с позиции чужой шар.

Пройдя последние ворота, перед обратным колом, и коснувшись его, шар становиться мертвым шаром (см. ниже) и начинает  движение в обратном направлении. Он должен пройти серию ворот и мышеловку в обратном направлении,и пройдя последние ворота, заколоть свой шар.

В этом случае он проходит весь путь и для него игра заканчивается.  Второй шар, оставшийся в игре, при двух шарах противника будет играть в два раза чаще. Т. е. шар противника, затем свой, другой шар противника и снова свой.В некоторых случаях игрок, пройдя последние ворота, свой шар не закалывает. В таком случае шар становится разбойником.

УБИЙСТВО ШАРА

Если шар касается своего кола, не пройдя весь путь и в том числе последних ворот, то такое касание является закалыванием шара. Данный шар должен быть вынесен за борт и вступить в игру с самого начала – от своего стартового кола на своем ближайшем первом ходе. Такое касание может произойти не преднамеренно, например, при игре самого шара – он от рикошета попадает на свой кол, либо преднамеренно, когда противник крокетным ударом отправляет шар на кол.

Шар считается заколотым, как при прямом попадании на свой (стартовый кол), так и от рикошета от других шаров, от борта, от дужки ворот.

Игроки, как правило, стараются заколоть шар противника, — убить шар.Однако, это не всегда является правильным решением.

 Игровой пример (убийство шара).

 Например, 2-ой черный закалывает 1-ый красный.Однако, на следующем ходе 1-ый красный вступает в игру, и опытный игрок в состоянии провести 1-ый красный через первую серию ворот и мышеловку если этот путь не перекрыт каким – либо шаром. В таком случае, 1-ый красный после прохождения мышеловки, получает право на рокировку и может при определенных обстоятельствах очень сильно повлиять на игру. Поэтому игрок должен был определить ситуацию и решить: не лучше ли 1-ый красный было поставить в тяжелую для него позицию, чем производить его убийство.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ            

МЕРТВЫЙ ШАР (М.Ш.)

  Определение мертвого шара

Шар, прошедший половину пути, коснувшийся обратногокола(противоположного цвета), и не прошедший в обратном направлении первых от кола воротец, называется «мертвым шаром».

  Особенность (отличительная характеристика) мертвого шара

М ш. для других  шаров несет функцию обратного кола. Шары противоположного цвета, коснувшиеся м. ш. закалываются. Второй шар своего цвета, прошедший последние к обратному колу воротца и коснувшийся м. ш., — автоматически производит касание с обратным колом, сам становится м. ш. и обязан двигаться в обратном направлении для прохождения первых от кола ворот.

  Период существования мертвого шара

Шар является «мертвым шаром», пока он не пройдет первых от обратного кола воротец, или, попав в масло этих воротец, станет в положение «шар в масле». При выходе из масла назад шар снова становится в положение «мертвый шар».

 Действия шара, прошедшего последние перед обратным колом ворота, и не коснувшегося его

Шар, прошедший последние перед обратным колом воротца, и не коснувшийся кола мертвым шаром не является, и находится в положении обычного шара, прошедшего воротца со всеми разрешительными ему и против него действиями. Например, он имеет на своем после ворот  ходе право на рокировку. В таком положении шар будет находиться до тех пор, пока не коснется обратного кола и станет м. ш.

  Действия, разрешенные мертвому шару

Шар, коснувшийся кола и ставший м. ш., имеет право на один удар.

М. ш. обязан, либо проходить первые от обратного кола воротца, либо встать на позицию для последующей их атаки.

Шар, коснувшийся кола и ставший м. ш., может при этом же ударе рикошетом от кола касается шара противоположного цвета, т. е. шара противника, При этом он этот шар закалывает. В данном случае должен быть сделан заказ и игрок, выполнивший его, получает право на дальнейший удар, если заказ не выполнен, или не заявлен заказ, то шар будет заколот, но  игрок теряет ход.

Шар, касающийся кола и становящийся м. ш., может при этом же ударе рикошетом от кола касается своего второго шара. При этом должен быть сделан Заказ и игрок, выполнивший его, получает право на дальнейший удар, если Заказ не выполнен, или не заявлен, то шары остаются в новом положении и  игрок теряет ход.

Если шар, касающийся кола и становящийся м. ш. рикошетом попадает не в заявленный шар, а в другой, то удар аннулируется – шары ставятся в положение до удара, ход теряется.

Мертвый шар имеет право вторично и более касаться обратного кола.

Для шара, проходящего последние перед обратным колом ворота, и касающегося кола и далее рикошетом другого шара аналогично должен быть сделан заказ.

  Действия, запрещенные мертвому шару

М. ш. запрещено на своем ходе касание с другим шаром (чужим или своим). Если это происходит – шары ставятся в первоначальное до удара положение. Ход теряется.

М. ш. запрещено при вторичном (последующих) касании обратного кола, рикошетом от него касаться других шаров. Если это происходит – шары ставятся в первоначальное до удара положение. Ход теряется.

Действия, запрещенные в отношении мертвого шара

М. ш. запрещено рокировать.

Действия, разрешенные в отношении мертвого шара

Все действия в отношении м. ш. выполняются без заказа.

Шар противоположного цвета может касаться м. ш. (при прохождении последних воротец без заказа, или не проходя последних воротец, или рикошетом от других шаров, или при крокетном ударе противника ), при этом шар будет заколот.

Второй шар своего цвета  может касаться м. ш., проходя последние перед обратным колом воротца без заказа. При этом при касании данный шар становится вторым м. ш. и получает право на последующий ход для прохождения воротец в обратном направлении.

Свой второй шар может сбивать м. ш.,  не проходя последних перед обратным колом воротец, данное действие рассматривается как аналогичное при сбивании шаром своего второго шара.

 

   Действия, разрешенные шару, выходящему из масла в сторону обратного кола, и становящемуся вторично в положение «мертвого шара»

Шар имеет право выходить из масла в сторону обратного кола и становиться м. ш. сколь угодно много раз.

Шар, выходя из масла, может касаться (сбивать) другой шар (свой, чужой), без объявления заказа (аналогично простому шару, выходящему из масла ворот).

Шар, выходя из масла, и касающийся шара противоположного цвета – закалывает его.

Шар, выходящий из масла, и касающийся своего второго шара, не получает каких-либо дополнительных ходов. Однакоон имеет право, сбивая второй свой м. ш. им коснуться чужого шара (противоположного цвета), и тем самым убить его.

 

  Условия прохождения шаром последних ворот, при стоящим в непосредственной близости от них мертвого шара

М. ш. находится в положении непосредственной близости от воротец – на расстоянии меньше диаметра шара. Данные воротца проходит другой шар в направлении кола (мертвого шара).

Прохождение последних воротец (при разрешительных других ситуациях) проходит без заявления заказа.

При прохождении воротец и касания мертвого шара – шар противоположного цвета (чужой шар) — закалывается. Для него игра заканчивается. Если этот шар, коснувшись м. ш. воротца не прошел – остался в масле, то он закалывается, не пройдя последних воротец, и обязан на своем следующем ходе начинать игру с начала.

Свой второй шар, пройдя последние воротца и коснувшийся м. ш., становится вторым м. ш. и получает право на последующий ход для прохождения воротец в обратном направлении. Если он не проходит ворота и останется в масле, то теряет право на последующий ход.

РАЗБОЙНИК

ОПРЕДЕЛЕНИЕ           

Шар, прошедший весь путь, в том числе и  последние перед своим колом ворота, и не заколовшийся, называется разбойником.

ЗАДАЧА РАЗБОЙНИКА              

 Задача разбойника помогать своему второму шару и мешать продвижению шарам противника.

Разбойник фактически закончил игру, ему для ее окончания требуется лишь при очередном ходе удариться о свой колышек — заколоться. У разбойника не существует положения «в масле» и он может рокировать другие шары на своем первом ударе без прохождения какого-либо элемента, при соблюдении определенных условий, приводимых ниже.

РАЗБОЙНИКУ РАЗРЕШАЕТСЯ           

рокировать свой второй шар и чужие шары,

-рокировать чужого разбойника,

-рокировать на своем ходе без прохождения ворот или мышеловки,

-получать от рокировки простого шара два удара – крокетный и свободный,

-получать от рокировки чужого разбойника один удар — крокетный,

-получать право на последующий удар сразу после прохождения последних ворот, т. е. сразу как шар становится разбойником,

-выбивать свой шар, находящийся в масле, в том числе, проводя его через ворота или мышеловку, с любого расстояния,

-выбивая свой шар из масла, касаться этим шаром чужих шаров, без объявления заказа,

-сбивать чужой шар,  только в том случае, когда он блокирует разбойника в углу корта и ему без касания не произвести удар, сбивание производится без заказа,

-на втором — свободном ударе проводить рокировку другого шара, если игра проводиться в три рокировки,

РАЗБОЙНИКУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ          

-сбивать шары противника и второй свой, кроме как в положении своего второго шара в масле, или будучи заблокированным в углу корта шаром противника,

-сбивать шар, стоящий у борта,

-на втором – свободном ударе рокировать вторично один и тот же шар,

-на втором – свободном ударе касаться какого-либо другого шара,

—выбивая свой шар, находящийся в масле, касаться разбойником других шаров, независимо до или после момента соприкосновения со своим, выбиваемым из масла шаром,

-выбывать из масла воротиков или мышеловки чужой шар,кроме как только своим, выбиваемым из масла шаром

При нарушении этих правил, шары ставятся на первоначальное положение, ход аннулируется.

В некоторых разновидностях правил разбойнику разрешается производить крокетный удар только из-под ноги.

ДЕЙСТВИЯ, РАЗРЕШЕННЫЕ В ОТНОШЕНИИ РАЗБОЙНИКА 

Разбойника имеет право рокировать простой шар как свой, так и чужой и получать при этом крокетный и далее свободный удары.

Разбойника имеет право рокировать  разбойник противника. Однако при этом игрок получает только один удар –крокетный, свободный удар запрещен.

Разбойника, стоящего в створе ворот (мышеловки) (аналогично шару в масле), имеет право рокировать другой шар, соответственно впрямую – не от дужек.

Разбойника разрешается сбивать простому шару.

МАСЛО

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ        

 

«Шар в масле» – то положение шара, когда он останавливается в створе ворот или мышеловки, которые он в данный момент должен проходить.

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ «ПОЛОЖЕНИЕ В МАСЛЕ»

Проверить положение «в масле» достаточно просто. Берется молоток и ручкой проводится сверху вниз, касаясь дужек ворот или мышеловки со стороны, где находиться наименьшая часть шара. Если молоток касается шара, то считается, что он находится в «положении в масле».

Положение «в масле» существует только в тех воротах, которые шар на данном ударе должен проходить (так же это может быть мышеловка). Для всех же остальных ворот, которые шар прошел или будет проходить в будущем, положение «в масле» не существует.

В некоторых разновидностях правил принимается положение в масле, в том случае если между воротами и шаром проходит ручка молотка.

                                         ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ     

—  Шар в масло может попасть, двигаясь с любой стороны ворот (мышеловки).

-От шара попавшего в мало «крокет брать» нельзя, т. е. нельзя производить крокетный удар. (см. раздел «Рокировка»).

-Шар, находящийся в масле, нельзя рокировать. (см. раздел «Рокировка»).

— Шар находящийся в масле (ворот или мышеловки) имеет право выбивать другой – сторонний шар (см. ниже),

— Шар, находящийся в масле (ворот или мышеловки) не имеет право выбивать чужой разбойник, кроме случая, как выбивания разбойником своего шара, которым выбивается первый.

 

ВЫХОД ШАРА ИЗ МАСЛА

Выход шара из масла  ворот игрок осуществляет самостоятельно на своем очередном ходе (после пропущенного предыдущего) без заказа, даже в том случае если происходит касание другого шара.

Выход шара из масла мышеловки осуществляется всегда действиями стороннего шара, самостоятельно из масла мышеловки он выйти не может и игрок пропускает ходы, кроме случая, когда этот шар  в игре остается один, или случая когда оба шара одной команды находятся в масле одновременно.

Если шар зашел в масло ворот (мышеловки) со стороны требуемого  выхода из ворот (мышеловки), то он имеет право выйти из ворот по направлению выхода или быть выбитым другим шаром, однако проход ворот (мышеловки) ему не будет засчитан. Для зачета прохода требуется проход шара полностью по схеме – по направлению движения через препятствие. Аналогично, если шар зашел в масло мышеловки с боковой стороны,  то он может быть выбит (или выйти самостоятельно, в случае если он остается один) как в любую сторону, но ему не будет зачтен проход препятствия.

ВЫБИВАНИЕ ШАРА ИЗ МАСЛА ДРУГИМ ШАРОМ       

Шар, находящийся в масле (ворот или мышеловки), имеет право выбивать:

— свой второй простой шар, с любого расстояния без заказа или с заказом при прохождении им этого же препятствия,

— свой  разбойник, с любого расстояния (без заказа),

— чужой шар, с любого расстояния без заказа или с заказом при прохождении им этого же препятствия,

Шар, находящийся в масле (ворот или мышеловки) не имеет право выбивать чужой разбойник.

-Шару, выбитому в направлении прохождения ворот или мышеловки по игре,и прошедшему препятствие в направлении по согласно схеме,  полностьюзасчитывается прохождение препятствия, без дополнительных этому шару ударов.

-Шару, выбитому не в направлении прохождения ворот или мышеловки по игре, прохождение не засчитывается.

Например, свой второй шар, идущий следом,  который должен проходить эти же ворота или мышеловку,может пройти их и выбить из масла шар. При этом игрок должен сделать заказ, объявив, что проходит препятствие с касанием такого-то шара. Причем, если шар выбивают  из масла по направлению необходимому для прохождения данных ворот или мышеловки, то ему будет засчитано прохождение. Шар из масла может выбиваться в любую сторону.  Но, шару, выбитому в противоположную сторону прохождения ворот или мышеловки или в бок от направления прохождения мышеловки, соответственно, проход не засчитывается.  В этом случае шар будет выведен из масла и при следующем своем очередном ходе игрок может делать попытку пройти данные ворота или действовать на свое усмотрение.

Если же другой – сторонний шар не должен проходить данное препятствие, то выбивание шара из масла осуществляется без заказа, как обычное сбивание шара.

 МАСЛО ВОРОТ        

Шар оказался (застрял) в масле ворот.  В этом случае игрок, застрявшего в масле ворот шара передает ход следующему игроку, а шар остается в масле до очередного хода. Когда очередь доходит до его игры, то этот шар должен быть выведен из масла в противоположную сторону от направления прохожденияворот по игре. Т. е. игрок должен вывести ударом шар из масла, поставив его на позицию для последующего прохождения данных воротец. И снова далее ход переходит следующему игроку. И только при еще следующем ходе, игрок сможет сделать попытку провести шар через данные ворота. Т. о, игрок, попавший шаром в масло воротец, теряет в итоге два хода: первый ход отдает, когда шар попадает в масло, и второй- когда выводит шар из масла на позицию.

Если шар на своем ходе выведен из масла по направлению прохождения ворот, то удар аннулируется, шар ставится обратно в масло, идет потеря хода.

 

Разбойник противника не может ни рокировать ни выбивать шар из масла.  И именно поэтому игроки иногда применяют прием и «прячутся» от разбойника в масло.И аналогично —  можно не выходить из масла под атаку разбойника; при этом игрок просто ударяет слегка свой шар сверху, не меняя его положения.

 МАСЛО МЫШЕЛОВКИ      

Шар оказался (застрял) в масле мышеловки.В этом случае ход переходит к следующему по очереди игроку. Игрок, застрявшего в мышеловке шара, не имеет права вывести его из масла самостоятельно. Он будет пропускать ходы до тех пор, пока его шар не будет выбит каким-либо другим сторонним шаром.

Игроки команды противника часто пользуется тактически этой ситуацией и пока шар противника находится в масле мышеловки и не может от туда выходить самостоятельно- беспрепятственно выравнивают свои комбинации, например, выстраиваются перед мышеловкой и корректируют свои положения для более лучшей атаки на мышеловку; конечно, если в это время их не беспокоит второй шар противника.

Если шар из мышеловочного масла выбивается другим шаром, то:

— если шар, который выходит из мала, проходит прямой путь через мышеловку , соответствующий направлению движения через мышеловку, согласно схеме движения, то данному шару засчитывается прохождение мышеловки, соответственно без каких-либо дополнительных ходов и он сможет играть при своем ходе,

— если шар, который выходит из масла, проходит не  прямой путь через мышеловку, то прохождение через  мышеловку не засчитывается, аналогично не засчитывается проход,  при котором  шар в мышеловку заходит сбоку и выбивается затем в прямом напрвлении.

 

Если в мышеловочном масле оказались сразу два шара одной команды- ведь такое бывает и достаточно часто, то при очередном ближайшем ходе, чей шар должен играть, игрок выбивает  его из масла. Однако, выбивать шар нельзя по направлению прохождения мышеловки, равно как и нельзя смещать второй шар, находящийся в масле, и поэтому шар может быть выбит либо назад, либо в сторону. Ну, а если это правило невыполнимо, технически (или игрок считает, что лучше оставить в данный момент шары в таком положении), то игрок должен ударить по шару сверху, не меняя положения шаров, и из масла будет выходить при очередном ходе другой шар (если эту ситуацию не изменят шары противника).

Если оба шара одной команды оказались в масле, причем один в масле ворот, другой в масле мышеловки. Такая ситуация редко, но встречается. И ход этой команды. Тогда, если ход шара, который в масле ворот, то все просто – он выходит из масла, ну а если ход вначале шара, который в масле мышеловки, то он там остается – ход пропускается, и первым будет выходить шар из масла ворот, но естественно, тогда когда наступит его ход.Если в масле мышеловки стоят два шара (любые) и сторонний шар выбивает один из них из масла,  то он выбиваемым шаром также может выбить и второй шар, с зачетом прохождения, если он выходит из масла по требуемому направлению.

Шар зашедший в масло мышеловки сбоку может затем выходить в прямом направлении, например при игре на площадке только одного шара, или когда оба шара находятся в масле мышеловки. При этом прохождение мышеловки не засчитывается.

ИГРА ОДНОГО ШАРА В КОМАНДЕ, ПОПАВШЕГО В МАСЛО МЫШЕЛОВКИ

 Если у команды остался играть один шар — второй, например, сыграл партию и вышел из игры,   а этот оставшийся в игре шар попал в мышеловочное масло. Тогда, попав в масло, игрок отдает ход следующему игроку, а при получении своего очередного хода он выбивает шар из масла– назад- ставит на позицию, или в сторону, но, естественно, не в сторону движения прохождения мышеловки и передает ход опять следующему игроку. Т. е. действия аналогичны действиям выхода шара из масла ворот. Т. е. если шар, остался в игре один из команды, то мышеловочное масло для него рассматривается как масло ворот.

ВЫВОДЫ

   Шар, попавший в масло ворот, может выходить из масла самостоятельно.Игрок, попавший шаром в масло ворот, в результате теряет два хода.

     Шар, попавший в масло мышеловки, не может выходить самостоятельно и будет пропускать ходы до того момента пока его не выбьет из мышеловки другой шар. Исключения составляют те ситуации, когда в игре находится только один шар команды, или когда в мышеловке оказались оба шара одной команды.

 ИГРОВЫЕ ПРИМЕРЫ(с положением в масле (без рокировок))

Игровая ситуация 1.

   Шар, пройдя первые воротца, застревает во вторых воротцах или проходит мышеловку и застревает в последующих воротцах. Данное положение считается положением шара в масле, и ход переходит к следующему игроку.

Игровая ситуация 2.

На корте играет один, например,  красный шар против двух черных. У красного ходы чередуются через раз- после хода каждого черного играет каждый раз красный. На очередном ходе один из черных шаров, например, 2-ой черныйпопадает в масло мышеловки. В этом случае красный шар после хода 1-ого черного играет один раз, (соответственно до потери своего хода), а затем, когда пропускает ход 2-ой черный, находящийся в масле, красный шар играет два раза. И так эти ходы чередуются- один раз красный, далее 1-ый черный, затем два раза красный, далее снова 1-ый черный. И это будет продолжаться до тех пор пока черный шар не будет выбит из масла мышеловки и тогда наступит очередность: красный, черный, красный, черный… .

Игровая ситуация 3.

     Первый шар начинает игру от своего кола доходит на своем ходе до мышеловке и застревает в ней – в масле. Второй шар должен будет вступать в игру на своей очереди, а не пропускать первый ход, чтобы не создать ситуацию, когда первый шар один на площадке и по правилам может выйти из масла самостоятельно.

Игровая ситуация 4.

   Проходим мышеловку или воротца, в которых стоит в масле шар. При прохождении с Заказом шар, стоявший в масле (или тот, который проходит, или оба) вылетает за борт – шар (шары ставятся у борта) ход переходит к следующему игроку.

 Игровая ситуация 5.

     Два шара — свой и чужой находятся в масле мышеловки. Ход разбойника. Разбойник может выбивать свой шар из мышеловки, попадая только в свой шар, причем не рокируя, а выбивая его из масла, с любого расстояния и без заказа. Если он попадает в чужой шар, то удар аннулируется,все шары ставятся обратно в первоначальное положение, ход переходит к следующему игроку. Разбойник своим шаром, которого он выбивает, имеет право выбить другой, стоящий в масле, шар противника. При нужном направлении прохождения и своему и шару противника будет зачтено прохождение.

 

ИГРОВЫЕ ПРИМЕРЫ, КАСАЮЩИЕСЯ МАСЛА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РОКИРОВКИ

Игровые примеры, касающиеся положения «в масле», возникающие при рокировках и крокетных ударах рассмотрены в разделе РОКИРОВКА.

  РОКИРОВКА

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ         

Рокировкой (рокированием) называется удар, при котором шар попадает в другой, заявленный («заказанный») шар.

Рокирующий шар, — тот шар, которым бьют. Рокируемый шар, — тот шар, в которого бьют -попадают — его объявляют в «заказе».

                                    СВОЙСТВО       

Рокировка дает возможность игроку получить из одного удара – два. Рокировка – игровой прием, значительно расширяющий возможности игрока, позволяющий создать интереснейшие комбинации, получить дополнительные удары, позволяющий во многом тактически расширить диапазон игры и делающий  игру значительно многообразней.

                    ВЫПОЛНЕНИЕ РОКИРОВКИ    

Рокировка выполняется обязательно после прохождения какого-либо элемента (исключение составляет для разбойника). Если у игрока имеются два удара, то рокировку можно проводить только на первом из двух имеющихся ударов. Игрок объявляя рокировку делает заказ – объявляет шар, который будет рокировать.  В заказе указывается не только рокируемый шар, но и шары и в соответствующей последовательности, которые им – рокированным шаром будут сбиваться. Только рокируемый шар может сбивать последующие,  объявленные в заказе шары.При  попадании в заявленный шар, и выполнении  заказа, игрок берет в руки свой шар, которым производил удар, в таких случаях говорят «взять крокет», переносит его и ставит вплотную к шару, в который попал – который рокировал. Игрок ставит шар с любой нужной ему стороны, но обязательно, чтобы шары были в соприкосновении. Если рокировка выполнена правильно, то далее игрок получает два дополнительных хода,- первый из них называется крокетный удар, а второй свободный.

  Если «заказ» не выполнен:

— шар попал не в заявленный шар,а в другой,то шары ставятся на прежнее положение и ход теряется;

-шар попал в заявленный шар, но рокируемый шар,   попал не в заявленный в заказе шар, а в другой, или не попал в заявленный – прошел мимо, то все шары ставятся на прежние места и ход теряется;

— шар не попадает ни в один из шаров, и проходит мимо объявленного, то шары остаются в том положении, в котором оказались, ход теряется,

-шар ппроходит мимо заявленного шара, но затем от борта рикошетом его касается, то шары ставятся в первоначальное положение и ход теряется,

— шар не попадает ни в один из шаров, проходит мимо объявленного и вылетает за борт, то шары остаются в том положении, в котором оказались, вылетевший за борт шар ставится у борта, ход теряется,

-шар рокирующий, до касания в заявленный шар, попал в масло, то шар остается в масле, ход теряется,

-шар рокирующий попал не в заявленный, а в обратный кол-шар закалывается –потеря хода;

Если «заказ» не объявлен, то рокировка приравнивается к обычному сбиванию шара.

Если заказ выполнен:

но рокирующий шар после выполненной рокировки вылетел за борт, то вылетевший шар берется в руки и далее выполняется крокетный и свободный удары;

-но рокирующий шар после попадания в объявленный шар сбивает еще шары, то шары, которые после рокировки сбил рокирующий шар, ставятся на место, которое занимали до касания и далее производится крокетный удар и за ним свободный, наказание отсутствует,

-но рокирующий шар после попадания в объявленный шар, оказался в масле,-  идет далее крокетный и за ним свободный удары, наказания нет,

-но рокированный шар, оказался в масле; шары остаются в том положении, в котором оказались, ход теряется (потеря крокетного и свободного удара),

-но рокирующий шар после попадания в объявленный шар, провел его через воротца (мышеловку),- прохождение засчитывается, идет далее крокетный и за ним свободный удары, наказания нет,

-рокируемый шар, при выполнении рокировки, закалывается, то дальнейший крокетный и свободный удар отсутствуют, рокирующий шар остается в новом положении, рокируемый шар выносится за борт, ход теряется,

-но после попадания в объявленный шар и объявленного касания в заказе, в масле оказался шар, которого сбил рокированный, далее выполняется крокетный удар и за ним свободный, попавший в масло шар остается в новом положении – в масле;

-но рокируемый шар попал на обратный кол – шар закалывается, крокетный и свободный удары не выполняется, рокирующий шар остается в новом положении, ход теряется.

 

Рокирующий шар, после правильного выполнения рокировки, можно брать в руки, остановив его движение, ввиду явного отсутствия на его последующем пути других шаров и возможного их касания, а также после остановки рокируемого шара. Если движение шара было остановлено, и возник спорный вопрос, то либо удар переигрывается по обоюдному согласию команд, либо идет обращение к судье.

ВЫВОДЫ        

После выполнения рокировки – попадания в заявленный шар, действия рокирующего шара не важны: — он может сбивать другие шары, попадать в масло, касаться обратного кола, вылетать за борт – будет выполняться крокетный, а затем свободный удары. (Исключение составляет ситуация, при которой в масло или за борт попадает крокируемый шар).

 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РОКИРОВКИ

Существует несколько обязательных требований для  выполнения рокировки. Перечислим их.

Можно рокировать

-только тем шаром, который прошел (в первый раз) мышеловку (и перестал быть каракульча), разбойником всегда.

— только тот шар, который хотя бы в первый раз прошел мышеловку (который перестал быть каракульча), разбойника- всегда.

— как свои, так и чужие шары, но только те которые прошли мышеловку хотя бы в первый раз.

-только сразу после прохождения какого- либо элемента – воротец или мышеловки, а при наличии двух ходов- например, после прохождения мышеловки или после прохождения двух воротец при одном ударе- рокировать можно только на первом ударе.

— тот шар, до которого расстояние от рокирующего шара более длины всей биты (ручки  вместе с ударной частью), объявляющего рокировку игрока.

— только прямым попаданием – нельзя рокировать от бортов, от дужек воротец, от колышков или от третьего шара.

-через элемент — воротца, мышеловку, которые необходимо проходить в ближайший ход, можно, не касаясь, естественно дужек, однако прохождение этих элементов игроку засчитываться не будет.

-через элемент — воротца, мышеловку, которые не требуется проходить в ближайший ход, можно, не касаясь, естественно дужек.

— разбойник разбойника, однако, при этом после выполнения крокетного удара, отсутствует право на свободный удар.

 

Нельзя рокировать:

— без объявления «заказа»

-шар, не прошедший в первый раз мышеловку (каракульча);

-шаром, не прошедшим в первый раз мышеловку (каракульча);

— шар,находящийся в масле;

— шар у борта;

-не впрямую, а от дужки воротец, борта, третьего шара, кола;

— шар, который касается, вплотную стоящего у борта другого шара;

-шар, стоящий за проходимыми воротцами одновременно – эти действия должны быть разделены на два самостоятельных: первое- прохождение воротец с касанием шара, т.е. с «заказом», если это необходимо и далее, получив право на удар после прохождения ворот рокировать требуемый шар при соответствующих разрешающих условиях;

-при наличии двух ходов- например, после прохождения мышеловки или после прохождения двух воротец  на втором ударе,

-мертвый шар;

— на втором ударе, после прохождения мышеловки или двух воротец;

— мертвому шару,

— на крокетном ударе.

КРОКЕТНЫЙ УДАР

 Шар, по которому бьют молотком в крокетном ударе, называется крокирующим шаром; шар, стоящий к нему вплотную, и который получает движение от удара его другим – крокирующим шаром, называют крокируемым шаром. Таким образом, рокирующий шар становится крокирующим, а рокированный шар становится крокируемым.

Существует несколько способов выполнения крокетных ударов. Право игрока воспользоваться одним из них в зависимости от игровой ситуации в данный момент.

Удар с фиксацией крокирующего шара

1 «Удар из-под ноги» — игрок ставит левую ногу на пятку, а носком прижимает к корту свой шар, которым производил рокировку и ударяет по нему справа- налево выпуклой ударной частью биты так чтобы свой шар, остался на месте а шар, который был рокирован, получив энергию удара  переместился в требуемую точку (удар из-под ноги); При этом крокетном ударе если шар выскакивает из-под ноги игрока, то удар аннулируется,- шары ставятся на свои предыдущие места (до удара) и ход переходит к следующему игроку;

2  Игрок стоит спиной к шарам и сжимает двумя ногами крокирующий шар. Этот крокетный удар применяется очень редко, так как игрок стоит спиной к направлению движения шаров. Однако он удобен в тех случаях, когда скользкая поверхность корта илискользкая обувь игрока или когда нужно произвести сильный, но не очень точный дальний удар.

    Удар без фиксации крокирующего шара

1 Игрок бьет по своему шару, которым он производил рокировку, таким образом, чтобы оба шара переместились в требуемые точки, при этом существует различные техники ударов, при которых шары могут двигаться вместе на равное расстояние, или наоборот ударный шар передвинулся на незначительное расстояние, а второй на большое расстояние, или один шар был направлен в одном направлении, а второй — в другом и тп.;

2 Игрок выполняет крокетный удар, ударяя по своему шару, которым он производил рокировку и перемещает свой шар в нужную точку, а  рокированный шар остается на месте. (в некоторых разновидностях правил при этом требуется некоторый сдвиг с места второго шара- хотя бы его качение).

Крокетный удар выполняется без объявления «заказа». Крокированный шар может сбивать собой другие шары без объявления «заказа», ставить их в масло или закалывать. Крокирующему шару запрещено сбивать (касаться) других шаров, кроме крокируемого (многократно при рикошетах).. Если это происходит, удар аннулируется,  шары ставятся в изначальное положение, ход теряется.(т к в противном случае если бы было наказание – лишение свободного удара далее, то в некоторых ситуациях было бы выгоднее рикошетом убить шар противника или сбить выгодно еще кого-то, пожертвовав свободным ударом). Крокирующий шар может также касаться крокируемого шара вторично (многократно) при рикошетах, например от борта.

Крокетным ударом разрешается проводить крокируемый шар через воротца или мышеловку без объявления заказа.  При удачном проходе шара через элемент он не получает каких–либо ходов, но у крокирующего шара остается далее свободный удар при соответствующих других разрешенных условиях

Крокирующему шару на крокетном ударе разрешается проходить ворота или мышеловку. Далее следует свободный удар.

 Нельзя после выполнения крокетного удара по — этому же шару повторно производить удар.

Если при крокетном ударе,крокируемый шар попадает на свой обратный кол, то шар закалывается. Этим приемом часто пользуются для закалывания шара противника, что бы заставить игрока начать игру этим шаром сначала.

Если при крокетном ударе крокирующий шар попадает на свой обратный кол, то шар закалывается.

 

СВОБОДНЫЙ УДАР

После выполнения крокетного удара игрок делает второй свободный удар. При определенной договоренности, когда в игре разрешено рокировать далее другие шары- «в три рокировки»- он может делать на этом ударе рокировку следующего шара, а может сыграть шаром на свое усмотрение, поставив его в нужную точку. На свободном ударе игрок может проходить следующие элементы: воротца или мышеловку, и удачно пройдя их снова получить право на рокировку.

На свободном ударе после выполнения крокетного удара, шар не имеет права касаться других шаров (если игра в одну рокировку и если в три – то нет заказа). Если касание происходит, то шары ставятся в изначальное положение, которое было до удара, идет потеря хода. Это касается также и прохождение препятствий: ворот, мышеловки, — шар должен проходить препятствия без объявления заказа, т. е. без касания. Если касание происходит,- шары ставятся в изначальное положение, которое было до удара, идет потеря хода, препятствие не засчитывается.

На свободном ударе, после выполнения крокетного удара, на котором было совершено убийство шара противника, запрещено свой шар, ставить на линию между колом и первыми воротцами и линию между первыми и вторыми воротцами, во избежание помехи входящему в игру заколотому шару.

 ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ РОКИРОВКЕ

 Игровая ситуация 1.

При рокировке не выполнен «заказ»- рокирующий шар не попал ни в заявленный шар, ни в какой другой.Шары остаются в том положении, в котором оказались после удара.   Ход теряется и переходит к следующему игроку.

Игровая ситуация 2.

Игрок производит рокировку. Попадает в заявленый шар и выполняет заказ, но после попадания в заявленный шар, рокирующим шаром сбивает еще шары кроме заявленного. Шары сбитые после попадания в заявленный шар ставятс на место до сбивания, выполняется далее крокетный и свободные удары, наказание отсутствует.

Игровая ситуация 3.

Шар, проходя воротца (мышеловку) с объявлением «заказа», и выполняя его, отбивает объявленный шар на расстояние большего длины биты. Игрок, на свое усмотрение, может объявить рокировку этому шару, при разрешенных других обстоятельствах.

 Игровая ситуация 4

При рокировке, рокирующий шар попал в заявленный шар не в прямом попадании, а от борта или дужки воротец. Удар аннулируется, все шары ставятся в первоначальное положение, которое было до удара. Ход теряется и переходит к следующему игроку.

Игровая ситуация 5.

При рокировке не выполнен «заказ»,-рокирующий  шар попал в другой – не заявленный шар, или нет последующего касания, рокированного шара, с другими шарами,  заявленными в «заказе», или аналогично тому. Удар аннулируется, все шары ставятся в первоначальное положение, которое было до удара. Ход теряется и переходит к следующему игроку.

 Игровая ситуация 6.

Игрок, выполняя рокировку и до попадания в заявленный шар, попал на свой кол- шар закалывается. Ход теряется и переходит к следующему игроку.

Игровая ситуация 7.

Игрок выполнил рокировку- попал в заявленный шар и после этого попал на свой кол- шар не  закалывается. Игрок продолжает игру — выполняет крокетный удар и далее свободный.

Игровая ситуация 8.

Играет, например, 2-красный. Проходит мышеловку в первый раз и на первом ударе после ее прохождения может рокировать, удобно стоящий 1-красный, но он имеет два удара, поэтому, используя их, он проходит следующие за мышеловкой воротца и получает следующий один удар. Используя, этот один удар, он не может пройти сразу следующие перед колышком двое воротец. Поэтому он, при соблюдении всех необходимых требований, рокирует, например, стоящий на требуемом расстоянии,  1-красный, получает два удара, на первом — встает на позицию, а на втором — проходит воротца, получает следующий ход и снова может рокировать 1-красный и снова, получив два хода, может пройти воротца. Такая, удачная позиция, в которую встал 1-ый красный у игроков  называется «мясом» или «встать на мясо».. Т. о. с помощью шара партнера- 1-красного и удачного чередования проходов воротец с рокировкой, команда сделала удачное быстрое продвижение. При этом не обязательно рокировать 1-ый красный – можно и шары противника, если это удобно и в этом случае черный шар окажется на «мясе» у красного шара. Очень часто игроки искусственно при рокировке и выполнении крокетного удара «подтягивают» шар противника на «мясо».

Игровая ситуация 9.

Игрок не может при своем одном ударе пройти воротца, которые он должен сейчас проходить, и одновременно рокировать шар, стоящий за этими воротцами. Он должен это действие разделить на двое: сначала на своем ходе пройти воротца и затем объявить рокировку.(возможен проход с объявлением касания другого шара и отбив его на расстояние большего чем молоток – для последующего объявления рокировки.)

Таким образом, если игрок проводит шар через ворота (мышеловку), которые он должен в данный момент проходить и будет касаться другого шара (за воротами), то он обязан объявить проходит ли ворота с касанием или рокирует (если для рокировки есть все разрешительные условия) другой шар. Во втором случае ему не засчитывается прохождение этих воротец, и он должен будет их пройти снова.

Игровая ситуация 10.

После проведенной рокировки и далее крокетного удара, при котором произошло убийство шара противника о его кол, свой шар на свободном ходе игрок не имеет право ставить в створ «кол-первые воротца» и в створ «первые-вторые воротца», во избежания препятствия игроку,который будет вводить в игру свой (бывший заколотым) шар. Если он это сделал, то шары ставятся на свои места, ход теряется.

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ КРОКЕТНЫХ УДАРАХ

 Игровая ситуация 1.

При выполнении крокетного удара  с фиксацией шара ногой, шар выскочилиз-под ноги. Шары ставятся обратно в те положения, в которых они были до удара. Ход теряется и переходит к следующему игроку. ( Если при этом какой-либо из шаров касается своего кола, то шар не закалывается).

 Игровая ситуация 2.

Игрок, при выполнении крокетного ударабез фиксации шара ногой,своим шаром попадает на свой кол- шар закололся. Ход теряется и переходит к следующему игроку. (если шар выскочил из-под ноги игрока, выполняющего крокетный удар, то это правило закалывания шара об кол здесь не действует. См. п1.).

Игровая ситуация 3.

  Выполняется крокетный удар (после рокировки). Крокируемый шар либо свой – крокирующий при крокетном ударе без фиксации вылетают за борт. Вылетевший шар ставится у борта, ход переходит к следующему игроку.

Игровая ситуация 4.

        Выполняется крокетный удар, при котором крокированный шар проводится через мышеловку или воротца. В этом случае «заказ» не делается. И если, например,крокированный шар попадает в масло, то там и остается, как и все другие шары в тех положениях, которые они заняли после выполнения крокетного удара. Ход теряется.

Игровая ситуация 5.

        Выполняется крокетный удар, при котором крокированный шар шар проводится через мышеловку или воротцапри ударе с фиксацией шара ногой.Далее через мышеловку или воротца может быть проведен на свободном ходе крокирующий шар. При этом и первому и второму будет мышеловка засчитана.

Игровой пример 6.

        Выполняется крокетный удар, при котором крокированный шар шар проводится через мышеловку или воротцаодновременно с крокирующим. Удар выполняется без заказа, прохождение мышеловки или воротец засчитывается любому из прошедших шаров.Далее выполняется свободный удар.

Игровой пример 11.

     Выполняется крокетный удар. Крокирируемый шар сбивает без заказа другие шары, что разрешено,  но крокирующий шар также сбивает шар (ы). В этом случае все шары ставятся на место, удар анулируется. Наказание – потеря хода.

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ РОКИРОВКЕ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОЖЕНИЕМ МАСЛО

Игровая ситуация1.

Рокируем свой (чужой) шар, и, рокируемый шар, оказался в масле воротец (мышеловки). В этом случае последующий крокетный удар не выполняется, шары остаются во вновь образовавшейся позиции, ход переходит к следующему игроку. Свободного хода нет.

Игровая ситуация 2.

Рокируем свой (чужой) шар и после рокировки в масле оказался рокирующий шар, при этом рокировка прошла успешно- шар попал в заявленный шар- шар берут, как при обычной рокировке, в руки и ставят его вплотную к рокированному шару — игра продолжается как и при обычной ситуации.

Игровая ситуация 3.

     Рокируем свой (чужой) шар. После рокировки он оказался в положении напозиции для прохождения мышеловки, которую ему необходимо при своем ходепроходить. Крокетным ударом (из-под ноги) игрок пытается его провести через мышеловку, но не удачно — шар оказывается в масле мышеловки (иногда тактически игрок это делает специально). Вторым — свободным ударом по шару, находящемуся в масле пробивать нельзя. И он будет находиться в масле до следующей игровой ситуации, при которой его выбьют из масла. Однако, после крокетного удара игрок имеет в запасееще свободный удар.

 Игровая ситуация4.

    Рокируем свой (чужой) шар, и в масле воротец (мышеловки) после успешного выполнения рокировки, оказался не рокированный шар, а тот, которого он сбил от своего движения. В этом случае выполняется, как при обычной ситуации, крокетный удар, далее свободный, а попавший  в масло, шар остается в этом положении.

Игровая ситуация 5.

    Рокируем свой (чужой) шар и после рокировки в масле оказался рокирующий шар, который сделав «заказ» его не выполнил- не попал в заявленный шар, но попал в масло. В этом случае шар остается в масле, ход теряется и переходит к следующему игроку.

 Игровая ситуация 6.

              Два шара- свой и чужой находятся в масле мышеловки. Ход разбойника. Разбойник может выбивать свой шар из мышеловки, попадая только в свой шар, причем, не рокируя, а выбивая его из масла,с любого расстояния. Если он попадает в чужой шар, то все шары ставятся обратно в первоначальное положение, ход переходит к следующему игроку, (см. также игровую ситуацию «в масле»).

Игровая ситуация 7.

    Два шара- свой и чужой находятся в масле мышеловки. Ход разбойника.Разбойник выбивает свой шар и им же (собой нельзя) выбивает шар противника из масла. Шар противника в этом случае освобождается от положения «в масле», (см. также игровую ситуацию «в масле»).

Необходимо отметить, что можно играть по правилам с разрешенной одной рокировкой, т. е. после выполнения рокировки, крокетного и свободного удара ход переходит к следующему игроку. А можно играть в три рокировки, т. е. после первой удачной рокировки на свободном ударе игрок имеет право рокировать второй – другой шар, а затем и третий.

Для новичков и при малых размерах площадки мы рекомендуем играть по первому варианту.

Необходимо отметить, что  при игре в три рокировки нельзя повторно рокировать шары — объектом последующей атаки должен быть выбран следующий — другой шар.

ПОПАДАНИЕ ШАРА ЗА БОРТ

ПОПАДАНИЕ ШАРА ЗА БОРТ ПРИ СВОБОДНОМ УДАРЕ

-При свободном ударе шар (шары) вылетел за борт. Шар (шары) ставятся у борта, ход теряется.

-Игрок выбил свой шар за борт. Шар ставится у борта – ход теряется. (Такой прием часто используют для постановки шара вплотную у борта, дабы избежать его отскакивания от борта, особенно при пружинящих бортах).

 ПОПАДАНИЕ ШАРА ЗА БОРТ ПРИ РОКИРОВКЕ

Всегда при выполнении рокировки или крокетного удара, без фиксации шара ногой, если какой – либо из шаров вылетает за борт, то шар (шары) ставятся у борта и идет потеря хода.

Исключение составляет  вылет за борт рокирующего шара после правильно выполненной рокировки. В этом случае выполняется далее крокетный и свободный удар.

Игровые примеры, связанные с попаданием шара за борт при рокировке

 Игровой пример 1

-При выполнении рокировки при удачном попадании, рокирующий (бьющий) шар вылетел после попадания за борт. Игра продолжается  обычном ходом- выполняется крокетный удар.

Игровой пример 2

При удачной рокировке- при попадании в объявленный рокированный шар, данный рокированный шар от удара вылетел за борт. Он ставится у борта, другие шары остаются в положении, в котором оказались после удара. Ход теряется.

Игровой пример 3

— При удачной рокировке- при попадании в объявленный- рокированный шар оба шара и тот который рокировал и тот, которого рокировали, вылетели при ударе за борт. Оба шара ставятся у борта. Ход теряется.

Игровой пример 4

— При удачной рокировке- при попадании в объявленный- рокированный шар, —  за борт от удара вылетел в результате рикошета третий шар,- остальные остались на корте. Он ставится у борта, другие шары остаются в положении, в котором оказались после удара. Ход теряется.

Игровой пример 5

-При неудачной рокировке- шар не попал в заявленный шар и сам вылетел за борт. Шар ставится у борта. Ход теряется.

Игровой пример 6

-При крокетном ударе один из шаров или оба вылетели за борт,- шары ставятся у борта, ход теряется.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОКОНЧАНИЕ ПАРТИИ

 Партия заканчивается когда оба шара одной команды (цвета), пройдя весь путь (все воротики и мышелоыку в прямом и обратном направлении ) заколят свои шары ( каснутся кола своего цвета). Таким образом, партия заканчивается, когда касается кола своего цвета второй, остававшийся в игре, шар. Это может быть как простой шар, так и разбойник.

Если первый из двух шаров одного цвета, пройдя последние ворота, закалывается, то он заканчивает игру и его необходимо убрать за борт. Далее ход переходит к следующему игроку (как правило, это шар другого цвета).

ОКОНЧАНИЕ ПАРТИИ ПО ИСТЕЧЕНИИ ВРЕМЕНИ

 В некоторых случаях, особенно это часто используется при турнирной игре, партия имеет временное ограничение. В этом случае окончание партии происходит по финальному сигналу. Если во время финишного сигнала, идет движение шара, и этот шар производит какое-либо действие, например, прохождение ворот или иного препятствия и эти ворота проходит (уже после финишного сигнала), то ворота или иное препятствие засчитывается. Однако последующие действия не производятся. Если же шар после финишного сигнала произвел действие в результате которого шар или шары, или другие шары, должны ставиться на место, то эти действия должны быть произведены.

Игровой пример 1

Игрок делат удар по шару с целью прохождения воротец, звучит финальный сигнал и после сигнала шал проходит воротца. Воротца засчитываются, однако далее, если возможна рокировка, то она не производится, игра закончена.

дополнительные условия

дополнительные требования

 Если шар убит(заколот), то обязан вступить снова в игру на первом же своем ходе.

Шар, прошедший весь путь и заколовшийся, имеет право в любой момент вступить вновь в игру сначала на своем любом условном ходе.

Не начавший игру шар, обязан быть введен в игру на ближайшем своем ходе. Пропуск хода запрещен.

Убить шар можно, заставив его коснуться о его же кол,какпрямым попаданием, так и от рикошета отдругих элементов: — ворот, бортов и  других шаров.

Игроку разрешается ударять сверху по своему шару, не изменяя положения шара,  на своих ходах не более трех раз. На четвертом  ходе он обязан произвести удар, при котором шар должен сдвинуться на расстояние не менее, чем  ударная часть молотка.

Если при прохождении мышеловки или ворот последние вырываются из креплений (не одна дужка, а целиком), и смещают свое положение, а шар ворота проходит, то удар переигрывают, если же вырывается одна дужка ворот или мышеловки, но при этом не происходит их смещения, то шару прохождение засчитывается.

Касание молотком своего шара (ошибочное) при ударе приравнивается к произведенному удару.

Касание молотком чужого шара (ошибочное) на своем ходе – приравнивается к ошибочному удару, шар ставиться в первоначальное положение, если при ударе происходит его смещение, ход теряется.

Игрок имеет право на простом ударе проводить (пропиливать) своим шаром шар партнера через ворота без заказа.

Игрокам запрещено во время партии меняться шарами.

Игрокам запрещено во время партии менять игровой молоток, за исключением случая его поломки.

 Положение «шар у борта», шар принимает, если между ним и бортом не проходит ручка молотка (ориентировочно 2,2 см.).

  ХОД ВНЕ ОЧЕРЕДИ. ПРОПУСК ХОДА. УДАР НЕ ТЕМ ШАРОМ

Если игрок пропустил свой ход, и это обнаружено после хода следующего игрока,то он теряет право на него до следующей очереди.

Если игрок сыграл своим шаром вне очереди, и ошибка обнаружена до следующего хода, все достигнутые этим ударом результаты аннулируются: игравший шар и все им сбитые ставятся на прежние места.

Если игрок сыграл своим шаром вне очереди, и после этого было сделано еще несколько ударов другими, то положение шаров, достигнутое в результате всего этого, не меняется.

Если при одиночной игре, игрок сыграл своим, но не тем шаром, то если ошибка обнаружена до следующего хода,все достигнутые этим ударом результаты аннулируются: игравший шар и все им сбитые ставятся на прежние места, если было сделано  еще несколько ударов другими шарами, то положение шаров, достигнутое в результате всего этого, не меняется.

ПОМЕХА ДВИЖЕНИЮ ШАРА

Если какой-либо игрок помешал движению шара, например, ногой или молотком, то противоположная команда (соперники) выбирает либо возврат в первоначальное положение шаров, либо продолжение игры с положением шаров после касания (если такое было).

Данное правило не касается помехи рокирующему шару, после выполненной рокировки (см. в разделе рокировка).

    Игровой пример 1.

Первый игрок красных, совершая удар, попадает шаром во второго игрока красных.

Красные теряют дальнейшие ходы, и игроки черных решают, вернуть шары обратно или продолжить игру в сложившейся позиции.

    Игровой пример 2.

 Первый игрок красных, совершая удар, попадает шаром в игрока черных. Красные решают, вернуть шары обратно или продолжить игру в сложившейся позиции. При этом черные теряют следующий по очереди ход.

 ЭТИКА ИГРЫ

Игрок обязан по требованию противника (в тех случаях, когда в игре не применяются клипсы),объявлять  куда движется его шар в настоящий момент..

Не разрешается хотя бы на время снимать или отодвигать другие шары для получения более удобного положения при ударе по-своему шару.

Изначально, до вступления в игру, шары должны находиться за бортом. Равно как и шары закончившие игру либо заколотые.

Запрещается производить следующий удар по шару, до тех пор, пока не будет закончен предшествующий ход.

Во время игры, игроки имеют право перед нанесением удара, корректировать визуально направление движения шара (молотка) своего партнера.

Заказ и рокировку игрок заявляет громко и четко, чтобы команда (игрок) противника слышала об этом.

Запрещается затягивание времени более допустимых норм на обдумывания ходов.

Запрещается удар по шару не торцевыми сторонами ударной части молотка, а также удар по шару, стоящему у кола вертикально вниз – вдоль кола. Если такое происходит, шары ставятся на место, ход теряется.