Язык
Русский

Официальный Сайт
Межрегиональной Федерации Крокета

Russian Interregional Croquet Federation

Правила игры в Ассоциативный крокет (AC) основные

Правила игры в Ассоциативный крокет (AC) основные

ПРАВИЛА WCF (Всемирная Федерация Крокета)

Описание игры

1. Игра состоит из серии ударов по неподвижно­му шару, которые наносят специальным молотком. Один из игроков играет голубым и черным шара­ми, второй — красным и желтым шарами (или зе­леным и коричневым против розового и белого).

2. Игроки совершают свои ходы по очереди. За исключением начала игры (см. п. 21), игрок может играть ход любым из двух своих шаров, который он выбирает в начале хода, и только им. Шар, выбранный им для игры в этом ходе, назы­ваемся страйкер-шаром.

3. Шар зарабатывает очко при прохождении сквозь следующие по его маршруту воротца в правильном направлении. Победителем становится игрок, первым проведший оба свои шара через 12 воротец по маршруту (см. рис. ) и заставивший их после этого удариться о колышек, т. е. заработавший таким образом 26 очков раньше своего противника.

4. Игрок в начале хода имеет право только на один удар, после чего его ход заканчивается, за исключением тех случаев, когда он в этом ударе проходит воротца или ударяет другой шар.

Корт и стандартный маршрут

Ярдовая и стартовые линии на поле не маркируются

Схема для наглядности заменена на цветную, используемую Межрегиональной Федерацией крокета

5. Когда игрок проводит свой шар сквозь воротца, он зарабатывает очко и получает право на один дополнительный удар.

6. Когда страйкер-шар ударяет другой, «живой шар (см. п. 7), говорят, что страйкер рокировал этот шар, и он получает право на крокет­ный удар. Для совершения такого удара страй­кер-шар поднимают и ставят в контакт с любой стороны с рокированным шаром, который теперь называется крокируемым шаром. После такого перемещения шара игрок выполняет крокетный удар молотком по своему шару, в результате чего оба шара должны придти в движение.

7.После крокетного удара страйкер играет до­полнительный удар, если только его ход не закан­чивается в результате того, что он посылает один из шаров за пределы корта или по какой-либо иной причине.

8. Шар, который можно рокировать, называ­ется «живым» шаром. Шар, от которого взяли крокет, называется «мертвым» шаром.

9.Страйкер не может брать крокет от «мертво­го» шара; если он нарушает это правило, его ход заканчивается (см. п. 54).

10.В начале нового хода и каждый раз после про­хождения страйкер-шаром воротец все шары сно­ва становятся «живыми». Так, совершая несколь­ко последовательных ударов, страйкер может за один ход заработать несколько очков, или, как говорят в таком случае, сыграть серию.

Одиночная игра

Начало игры

20. Игрок, выигравший жеребьевку, которую осуществляют подбрасыванием монеты, имеет право начать игру первым либо выбрать цвет ша­ров, которыми он будет играть. Если он выбирает играть первым, его противник имеет право на вы­бор цвета шаров и наоборот.

21.Первый игрок начинает играть любым из своих шаров с любой точки на стартовой линии А или В. После завершения его хода противник по­ступает аналогично. Оставшиеся два шара вводят в игру таким же образом в третьем и четвертом ходах игры. Начиная с пятого хода игры, страй­кер может выбирать, каким из своих двух шаров он будет играть в очередном ходе (см. п. 2.)

22.Первые четыре хода игры во всем осталь­ном являются обычными ходами, в которых мож­но зарабатывать очки и рокировать другие шары. Положения, когда шар уходит за границу корта или останавливается возле нее, рассматривают­ся в правилах 10—12 полных правил крокета.

23. Шар считается ушедшим за границу корта сразу же, как только любой своей частью он коснется вертикальной плоскости, поднятой от внутреннего края границы.

* Пункты 8-19, посвященные корту и его оборудо­ванию, не приводятся. Вся информация подробно из­ложена в Полных правилах (часть I, гл. 2. Корт и обору­дование). — Прим. ред.

Ход страйкера заканчивается по этой причине только в том случае, если это произошло во вре­мя крокетного удара (см. п. 37).

24.В конце каждого удара страйкер должен пернуть на корт любой шар, который ушел за его границу, за исключением страйкер-шара, когда он с обирается взять им крокет (п. 32). Страйкер воз­вращает шар на корт, ставя его на ярдовую линию на точку, ближайшую к той, где он ушел за границу.

25.В конце каждого удара страйкер должен вернуть любой шар, лежащий между ярдовой ли­нией и границей (за исключением страйкер-шара на протяжении всего хода), на точку на ярдовой линии, ближайшую к той, где они лежат.

26.Если страйкер-шар находится в ярдовой зоне, его играют с того места, где он лежит. Од­нако в конце хода страйкер-шар также возвраща­ют на ближайшую точку ярдовой линии.

27.Если страйкер не может вернуть шар пото­му, что на ярдовой линии или рядом с ней нахо­дятся другие шары, ему следует поставить его на ярдовую линию в контакт с одним из таких шаров с любой стороны по своему выбору.

Рокирование

28.Страйкер-шар делает рокирование, когда ударяет «живой» шар (см. п. 7). Рокирование дела­ется при ударе страйкер-шара по первому «живо­му» шару, даже если ранее в этом же ударе страй­кер-шар ударился о воротца или «мертвый» шар.

29.В конце удара, в котором сделано рокирование, если требуется (см. п. 25), страйкер поме­щает рокированный шар на ярдовую линию, а за­тем, если его ход не закончился (см. п. 50), подни­мает свой шар, готовится к удару и выполняет крокетный удар (см. пп. 32—38).

29.Ход не заканчивается, если страйкер-шар либо рокированный шар вышли за границы корта после рокирования.

30.Если в начале хода страйкер решает играть шар, который входит в группу из двух или боль­шего количества шаров, находящихся в контакте друг с другом, считается, что шар, который он выбрал, рокирован, и на этом основании страй­кер поднимает свой шар, готовится к удару и вы­полняет крокетный удар немедленно.

Крокетный удар

32.Страйкер готовит крокетный удар, ставя страйкер-шар в контакт с рокированным шаром, который нельзя сдвигать с места (за исключени­ем случаев, когда его необходимо вернуть на яр­довую линию (см. п. 25).

33.Любой другой шар, находившийся в груп­пе шаров в контакте, прежде чем страйкер-шар был поднят, также должен быть поднят и постав­лен в контакт с рокированным шаром или шаром, контактирующим с ним, но так, чтобы он не касал­ся страйкер-шара.

34. В крокетном ударе рокированный шар на­зывают крокируемым. Крокированный шар после удара становится «мертвым».

35.Для выполнения крокетного удара страй­кер должен ударить молотком по страйкер-шару так, чтобы крокируемый шар двигался в необхо­димом направлении или завибрировал, оставаясь на месте. Если крокируемый шар остается непод­вижным, совершен фол (см. п. 53) и ход заканчи­вается.

36.Ход заканчивается, если в крокетном уда­ре крокируемый шар уходит за границу корта.

37.Ход заканчивается, если в крокетном уда­ре страйкер-шар уходит за границу корта, за ис­ключением тех случаев, когда в этом ходе он за­рабатывает очко за прохождение воротец или рокирует другой шар.

38.В конце крокетного удара страйкер воз­вращает все шары, кроме страйкер-шара, на яр-довую линию, если это необходимо (см. п. 25). После этого, если не было рокирования (см. п. 29) или не закончился ход (см. пп. 36, 37, 50), он игра­ет дополнительный удар с того места, где нахо­дится его шар.

Дополнительный удар

39.После крокетного удара или удара, в кото­ром страйкер-шар зарабатывает для себя очко «за воротца», страйкер играет дополнительный удар с того места, где находится его шар.

40.В конце дополнительного удара, если толь­ко не было сделано рокирования (см. п. 29) или не было заработано очко «за воротца», страйкер возвращает все шары на ярдовую линию, если это необходимо (см. пп. 24, 25), и ход заканчивается.

41.Дополнительные удары не накапливаются:

a) если в крокетном ударе происходит роки-рование, страйкер немедленно берет еще один крокет и после этого играет один дополнитель­ный удар;

b) если страйкер проходит своим шаром оче­редные воротца и после этого делает рокирова-ние в том же ударе, он немедленно берет крокет и затем играет один дополнительный удар;

c) если страйкер проходит своим шаром оче­редные воротца в крокетном ударе, он играет один дополнительный удар.

Прохождение воротец

42.Шар зарабатывает очко «за воротца», ког­да он проходит сквозь воротца в порядке и на­правлении, показанных на рис. 1. Этот мар­шрут шара также называют «прохождением во­ротец по порядку».

43.Шар начинает проходить воротца, когда какая-либо его часть выступает за неигровую сто­рону воротец, и заканчивает прохождение, когда полностью пересекает игровую сторону воротец, при условии что после этого в том же ударе он не покатится обратно (см. рис. 4).

44. Провести шар сквозь воротца можно за несколько ударов при условии, что страйкер-шар не был поднят и помещен в такое положение для выполнения крокетного удара.

45. Шар не может заработать очко «за ворота после того, как он рокировал другой шар, за исключением тех случаев, когда в начале удара рокированный шар находится полностью вне воротец с неигровой стороны. В такой ситуации зарабатывается очко «за воротца» и происходит рокирование при условии, что шар пройдет во­ротца полностью.

46.После удара, в котором страйкер-шар за­рабатывает очко «за воротца», страйкер играет дополнительный удар, вернув свой шар на ярдовую линию, если он ушел за границу корта, если его ход не закончился или он не сделал рокирования в этом ударе (в таком случае он берет крокет).

47.Когда шар, не являющийся страйкер-шаром, заставляют пройти сквозь очередные ворот­ца, говорят, что его «пропилили» сквозь воротца (или «сделали пилинг»), и зарабатывается очко «за воротца», однако игрок не получает дополнитель­ного хода.

«Закалывание» шара

48.Когда шар прошел по порядку все 12 воротец и заработал таким образом 12 очков, он становится «разбойником» и после этого может получить последнее очко, или «заколоться», уда­рившись о колышек (см. также п. 68 для гандикапной игры), или заставить «заколоться» другой «шар-разбойник».

49.После рокирования страйкер-шар не мо­жет «заколоться» в этом же ударе.

50.«Заколовшийся» шар также называют «за­колотым». В конце удара все «заколотые» шары и соответствующие их цветам зажимы удаляются с корта и больше не участвуют в игре.

Если страйкер-шар или рокированный шар «закалывается», ход заканчивается.

Закрытые шары

51. Шар закрыт от другого шара, если:

a)воротца или колышек могут помешать пря­мому движению страйкер-шара по направлению к какому-либо другому шару;

b)воротца или колышек мешают размаху мо­лотка, необходимому для удара по этому шару;

c)страйкер-шар какой-либо своей частью на­ходится в «пасти» воротец.

52. Если в начале хода страйкер выбирает для игры шар, за положение которого ответственен противник, который закрыт от всех других шаров, и который не находится в контакте с любым другим шаром, тогда он может поднять этот шар и играть его с любой точки на стартовой линии А или В или иг­рать его с того места, где он лежит.

Фолы

53. Страйкер должен держать молоток за ручку и замахиваться им так, чтобы ударить по шару ударной частью его головки, в противном случае он совершает фол. Он также совершает фол, если играя удар:

а) касается сам или своим молотком любогодругого шара;

Ь) ударяет по своему шару более одного раза, за исключением ударов по причине помехи, со­зданной рокированным шаром или шаром, «за­колотым» в этом ударе;

c)прижимает свой шар к воротцам или ко­лышку;

d)в крокетном ударе не заставляет крокируе­мый шар придти в движение или завибрировать.

54. Если страйкер совершает фол, его ход заканчивается и он не получает никаких очков за этот удар, а его противник имеет право вернуть шары на их исходные позиции или оставить их в положениях, которые они заняли в конце хода.

Другие ошибки и нарушения

55.Если страйкер намеревается ударить и уда­ряет своим молотком не по тому шару, которым он должен играть, либо намеревается и берет кро­кет от «мертвого» шара, его ход заканчивается, а шары и зажимы возвращаются в те положения, которые они занимали до последнего законного удара.

56.Если страйкер предпринимает попытку провести шар сквозь не идущие по порядку воротца, его ход заканчивается, за исключением тех слу­чаев, когда он играет крокетный удар, так как в этом случае он получает право на дополнитель­ный удар.

Противник не обязан предупреждать страй-кера о совершении одной их этих ошибок. Одна­ко никакое другое нарушение этого положения не приводит к завершению хода страйкера, по­этому, когда игроки выступают в качестве совме­стных арбитров игры, любой из них обязан как можно быстрее обратить внимание на любое на­рушение,

57.которое, как он подозревает, может быть совершено или было совершено.

58.Если страйкер не попадает по шару, его ход заканчивается.

59.Если страйкер совершает больше ударов, чем то количество, на которое он имеет право, шары и зажимы возвращаются в положения, ко­торые они занимали после последнего законного удара.

60.Если страйкер играет не тот удар, который он должен выполнить (например, не берет крокет, когда должен его брать), шары и зажимы возвра­щают на их исходные положения, и он играет правильный удар, если только его ход не закончился по какой-либо иной причине.

61.Любая ошибка, не замеченная до первого удара хода противника, или другая ошибка, не замеченная до двух последующих ударов хода страйкера, игнорируется.

62.Если любой игрок смещает шар с его позиции (зa исключением случаев, когда он действительно пытается ударить по нему), не возвращает шар на ярдовую линию либо возвращает шар на ярдовую линию неверно, такой шар должен быть помещен корректно сразу же, как замечено подобное нарушение, без применения штрафных санкций.

63. Страйкер может передвигать шары для того, чтобы его игре не мешали препятствия или повреж­дения на корте, и имеет право на переигровку, если он был введен в заблуждение противником.

64. Любые другие нарушения необходимо исправлять так, чтобы минимизировать вызванные ими следствия.

Другие формы игры

Гандикапные игры

65.В гандикапной игре более сильный игрок предоставляет более слабому игроку фору, т. е. право на один или несколько добавочных ходов, которые называются бисками. Страйкер может сыграть один или несколько бисков по своему выбору в конце обычного хода, однако при этом он обязан играть тем же шаром. В начале биска все шары становятся «живыми».

66.Полубиском называется ход, в котором ни один из шаров не может заработать никаких оч­ков. Один биск не может быть разделен на два полубиска.

67.Количество бисков, которые получает бо­лее слабый игрок, равняется разнице между ган­дикапами двух игроков.

68.В гандикапной игре игрок не может «зако­лоть» собственный шар прежде, чем его шар-парт­нер станет «разбойником», кроме тех случаев, ког­да шар его противника уже был «заколот».

Парная игра

69.В парной игре играют по два игрока с каждой стороны. Существует два варианта парной игры. В одном — каждый из игроков играет собственным шаром. В начале хода сторона решает какой шар, и следовательно какой игрок, будет играть; игроки при этом не обязаны чередоваться в выполнении ходов. Если игрок играет шар своего партнера, ход заканчивается.

70. Второй вариант парной игры называется «гандикапная парная игра с чередованием ударов» (приложение 4 к Полным правилам крокета). В такой игре игроки одной стороны совершают удары по очереди на протяжении всей игры. Партнер игрока, игравшего последний удар предыдущего хода, играет первый удар следующего хода. Любой игрок стороны может играть любым шаром своей стороны.

71. В парной гандикапной игре количество бисков, которое получает более слабая сторона, равняется половине разницы между совокупными гандикапами сторон, которую округляют с повышением до полубиска.

Укороченные игры

72. Допускаются варианты укороченной игры, например, с меньшим количеством воротец, через которые нужно провести шар до его «закалывания».

ОБЫЧНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

73. Шарами не обязательно играть по очереди (в отличии от гольф-крокета).

74. Делать рокирование и брать крокет можно прежде, чем в этом ударе вы заработали очко «за воротца».

75.Когда вы провели шар сквозь очередные воротца, вы можете снова делать рокирование и брать крокет от любого шара.

76.Точно так же, если вы начинаете новый ход, включая добавочный, все шары снова становятся «живыми».

77.Если вы взяли крокет и ваш страйкер-шар прежде, чем прошел очередные воротца, снова ударяет тот же самый шар, это не считается рокированием и вы не имеете права на новый крокет­ный удар. Если тем не менее вы берете крокет, ваш ход заканчивается.

78.Вы имеете право на дополнительный удар после совершения крокетного удара или после прохождения очередных воротец, но вы не имее­те права на два последовательных дополнитель­ных удара.

79.Во время крокетного удара ставить ногу на свой шар нельзя (это считается фолом, в ре­зультате которого ваш ход завершается).

80.Ваш ХОД НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, если в лю­бом ударе, за исключением крокетного, вы:

a) сделали рокирование;

b) провели шар сквозь очередные воротца.

81. Ваш ход заканчивается, если в крокетном ударе вы:

а) послали крокированный шар за границу корта;

b) послали ваш шар за границу корта, за исключением тех случаев, когда он сделал рокирование или прошел очередные воротца.

82. Ваш ход заканчивается, если вы совершили фол в любом ударе.

83. Ваш ход заканчивается, если вы играете не тем шаром.

84. Ваш ход не заканчивается, если вы делаете рокирование и:

а) рокированный шар уходит за границу корта;

b) ваш шар уходит за границу корта.

85. Ваш ход не заканчивается, если вы проводите шар сквозь воротца и после этого он уходит за границу корта.

86. Шар можно «заколоть» только после того, как он прошел все свои воротца и страйкер-шар также прошел все свои воротца.